+7 (937) 288-36-26, +7 (950) 628-33-47, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2019Июнь/ИюльКак делают MAN'Ы

Завод MAN в Польше. Наши журналисты познакомились со сборочным предприятием MAN Truck в городе Неполомице, вблизи Кракова.


В рамках тура на ежегодную итоговую пресс-конференцию, прошедшую в Польше 14 марта (отчет о которой мы опубликовали в № 5/2019), журналисты познакомились со сборочным предприятием MAN Truck в городе Неполомице, вблизи Кракова.

Завод MAN Truck, расположенный в пригороде Кракова, был открыт в 2007 году, став частью мировой сети производственных площадок крупнейшего немецкого производителя грузовых автомобилей. Это одно из самых молодых и самых современных предприятий MAN Truck & Bus.


Первый MAN TGA 19.400, собранный в 2007 году на заводе MAN Truck в Неполомице

Место для строительства завода было выбрано не сразу, рассматривалось несколько вариантов размещения в близлежащих восточно-европейских странах. В итоге все же выбрали Польшу. Во-первых, это удобно с точки зрения оперативной доставки комплектующих — основной пул приходится на предприятия, расположенные в радиусе до 800 км от Кракова (преимущественно в Германии). Во-вторых, близость поставки готовой продукции на важнейшие рынки сбыта, в числе которых Россия. В-третьих, динамично развивающийся автомобильный рынок самой Польши, кстати, тоже являющейся одним из крупнейших рынков сбыта MAN, сыграл свою роль в выборе местоположения завода. К слову сказать, в 2018 году в Польшу было поставлено почти на 1000 грузовиков MAN больше, чем в Россию, что позволило компании занять 20-процентную долю среди конкурентов. Ну и конечно же, не последнюю роль сыграл фактор более дешевой рабочей силы, нежели в Германии.


На предприятии безупречный порядок во всем: каждая деталь имеет свое место, ни тебе сваленных как попало комплектующих, ни разбросанных грязных тряпок, ни масляных луж

Завод занимает территорию 240 тыс. м². Однако с перспективой расширения мощностей концерном выкуплена значительно большая площадь (1,160 млн м²). В настоящее время на предприятии работает 752 сотрудника, из них, 643 — производственно-технический персонал.


                                         Для сотрудников на заводе имеется тренажерный зал

С начала производства завод планомерно наращивает объемы выпуска. Так, если в период с 2007 по 2014 год было собрано 60000 грузовиков, то для производства следующих 60000 потребовалось всего 4 года. Причем в 2018-м был выпущен абсолютный максимум — 20000 машин. Для этого заводу пришлось перейти на 2-сменный режим работы и увеличить количество сотрудников. В настоящее время завод собирает по 95 автомобилей в сутки. Через каждые 9 минут и 20 секунд с конвейера сходит новая машина.


Роботизированные тележки доставляют по цеху компоненты к сборочным постам

Современная производственная программа включает тяжелые грузовики серий TGS и TGX с полной массой более 16 т, в 2-, 3- и 4-осной конфигурации, включая полноприводные модели. Это и тягачи, и самосвальные шасси, а также шасси для установки различных надстроек. Грузовики, сходящие с конвейера завода в Неполомице, поставляются по всей Европе, в Россию, страны СНГ и даже в Азию и Африку.

Предприятие является чисто сборочным. Все компоненты, такие как кабины, двигатели, мосты и прочие поставляются другими заводами MAN или от внешних поставщиков, которых насчитывается порядка 300. Ежемесячно на завод в Неполомице поступает комплектующих на 50 млн евро. Основной объем — 29% поставок — приходится на кабины, доставляемые с завода MAN в Мюнхене. 27% — это моторы, изготовляемые на заводе MAN в Нюрнберге. Ведущие мосты и коробки передач занимают 13% поставляемых компонентов, их привозят также с завода MAN в Мюнхене.


Помимо собственно сборки на заводе выполняется окраска рам

Неведущие оси везут с завода MAN, расположенного в Зальцгиттере — это 5% поставок.

На все прочие комплектующие приходится 27% поставок. .

Единственное, что помимо сборки выполняется на заводе в Неполомице — финишная окраска рам, поступающих от внешних поставщиков уже с антикоррозионным покрытием. Для этого имеется современный окрасочный комплекс, оснащенный подвесным конвейером. С целью минимизации пагубного воздействия на окружающую среду окраска выполняется эмалями на водной основе. Комплекс оборудован многоступенчатой системой очистки замкнутого типа, полностью исключающей попадание вредных веществ в окружающую среду.


                                     Передача рамы с навесного конвейера на напольный

Безопасность, качество и постоянное улучшение производственных процессов — вот три базовых принципа организации труда на предприятии. Каждый собираемый здесь автомобиль проходит многоступенчатую скрупулезную проверку качества — начиная от входного контроля поступающих на конвейер компонентов и заканчивая финальной ревизией готовой машины.


                                                   Участок установки двигателя на раму

Производственная цепочка стартует с входного контроля качества. Проверяется комплектность и качество поступающих на сборочный конвейер деталей, узлов и агрегатов. Все без исключения грузовики проверяются на каждом этапе сборочного конвейера. Факт проверки подтверждается соответствующим протоколом (такой протокол хранится в течение 10 лет). Исполнитель каждой операции несет юридическую ответственность. Помимо этого выполняется контроль качества на так называемых "воротах качества", всего их пять. Кроме того каждый день с конвейера берут один грузовик по случайному выбору и проводят аудит от "А" до "Я", вплоть до осмотра на наличие мельчайших царапин на лакокрасочном покрытии и незначительных потертостей на пластиковых деталях. В рамках аудита техника проходит тестовый пробег протяженностью 100 км по дорогам разного качества — магистральным, локальным, бездорожью. Такие тесты выполняются по единой программе для всех предприятий концерна Volkswagen. Этим занимается независимая служба качества.


                                                            Финальный этап сборки автомобилей

Проверке качества подвергаются не только автомобили, но и инструмент, используемый при их производстве. Инструмент, использование которого влияет на функциональность и безопасности эксплуатации, проверяется сотрудниками отдела качества раз в неделю, ревизия остального инструмента выполняется раз в месяц.

На заводе все производство компьютеризировано. Под неусыпным оком компьютеров находится каждая деталь комплектации грузовиков, качество выполнения работ на каждом этапе, в том числе регистрируется степень затяжки болтовых соединений и т.д. Компьютерная программа знает, где, в какой момент времени, находится каждый автомобиль — ожидает производства, состоит в производстве (на каком участке) или его производство закончено (известно также, где его поставили на площадке готовой продукции).


                                                  Испытания на тормозном стенде

Завод MAN Truck в Неполомнице выполняет свою ответственность перед окружающей средой и обществом, являясь одним из лучших работодателей в регионе. Завод дважды награждался сертификатом "Лучшие работодатели Польши". Предприятие активно участвует в различных региональных проектах, в том числе в сфере образования.


                                                               Зона аудита готовой продукции

Большое значение руководство завода придает охране окружающей среды: это одна из немногих польских компаний с системой управления окружающей средой, сертифицированной в соответствии с высокими стандартами системы EMAS и сертификатом OHSAS 18001:2007


                                                            Площадка готовой продукции

На заводе реализуются принципы бережливого производства MAN Production System (аналог Kaizen), что проявляется во всех без исключения технологических процессах и логистических операциях. Эффективность предприятия основана на постоянном самосовершенствовании.

В 2018 году завод в Неполомице получил престижный титул "Завод года", заняв первое место в номинации "Безупречное серийное производство". В том же году завод стал победителем национального конкурса Государственной инспекции труда "Работодатель — организатор безопасной работы".

фото автора и MAN Truck & Bus